Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
По моему, благодаря Прохожему и Леониду разговор о музыке стал интересным и достойным по уровню, что у нас случается очень нечасто. Поэтому и стоит продолжить его здесь.
У нас зашёл разговор об Островском и, в частности, о его песне «Я иду по Москве» (см. САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ).
Алекс55 пишет о ней: Песня "Я иду по Москве" в исполнении Георгия Виноградова, безусловно добрая. Но по-моему, не оставляет того впечатления шедевра, о котором Вы говорите.
Мне кажется, что и у Г.Виноградова есть более сильные вещи, и у Арк.Островского - тоже.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А вот Леонид: Песня "Я иду по Москве" -- очень мягкая и лиричная. Но я согласен с Алексом55: она не шедевр. Мне кажется лучшими песнями о Москве являются -- "Ленинские горы" Милютина, "Москва майская" Покрассов, "Песня о Москве" Хренникова, "Здравствуй, Москва!" Лепина, "Здравствуй, столица!" Каца, "Я пою о Москве" Туликова. Эти произведения послушаешь и жить хочется! Я лично просто обожаю "Ленинские горы" -- хоть там кое-какие слова в конце можно было бы и переделать, на песня настолько искренне торжественна, настолько сильно пробирает до глубины души, что просто слов не найти. Слушаешь эту песню и такую гордость испытываешь за великую социалистическую державу! И ведь каждый человек, независимо от того, где жил или кем работал, мог чувствовать свою связь с этой надеждой мира! "И над Кремлём рассвета синева........" Кстати, у меня на аудио кассете есть запись этой песни в чудесном исполении Геннадии Каменного -- хоть и чуть и осовремененное, но музыкальная оркестровка побогаче.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уважаемые Леонид и Алекс55. Я не говорил, что эта песня – шедевр. Но, согласитесь, что она прекрасна. Особенно для фактически неизвестной песни. Все названные Вами песни – действительно великолепны и заслуженно стали популярны и любимы. Песня же Островского, в отличии от них – лирическая, но для того, чтобы стать популярной (хитом) в этом жанре, она сложновата. Её очень непросто спеть. Возмите яркий пример такого рода – «Вечер вальса» Исаака Осиповича. Очевидно, что это шедевр. Однако она не стала хитом именно по тем же причинам: сложность музыки и отсутствие интимности настроения. Это лирика приподнятого, концертного плана – её за столом не споёшь. А, вот, «Московские окна» Тихона Николаевича – попали в точку. И попроще и позадушевнее, хотя по содержанию страшно близка к песне Аркадия Ильича.
26. Поют Пётр Киричек (роль отца) и Михаил Михайлов (роль сына). Песня хорошая, конец 1930-х годов. По стилю и мелодии похожа на "Наш тост" Любана. Слова:
Вырос парень крепкий душой.
Едет парень в город большой.
И на прощанье, в родимом дому
Старый отец обратился к нему:
"Ты, брат, молод, кровь как вино.
Счастье в руки всем вам дано.
Ты для Отчизны любимой своей
Силы, сынок, никогда не жалей!
Скажешь слово -- слово сдержи!
Встретишь друга -- крепко дружи!
Выбрать невесту наступит черёд --
Верно ли выбрал, подумай вперёд!
Много в жизни разных дорог.
Где бы ни был ты, мой сынок,
Страха не ведай, не бойся труда!
Тропкой кривой не ходи никогда!"
Вырос парень крепкий душой.
Едет парень в город большой.
Взяв рюкзачёк и шагнув по крыльцу,
Он отвечает родному отцу:
"Сердце просит дальних дорог!
Путь мой в жизни прям и широк!
Всюду где надо, в труде и в бою,
Родине силу отдам я свою!
Славно жил я, дом свой любя,
Буйной силой вышел в тебя!
Свет материнских заботливых глаз
Где бы я ни был, я вспомню ни раз!
Будет время, скажешь ты мне --
Сын мой славно служит стране.
В этом порукой отцовский завет,
Сердце моё -- комсомольский билет! (2 раза)
27. Песня 1970-х годов в стиле лирического, задумчивого вальса. Поёт Юрий Богатиков. Чувствуется, что написана "старым" композитором в "новые" времена. Редкая -- слышал только один раз (судя по моим впечатлениям, конечно). Может быть это поздний Покрасс -- у него появлялось множество вальсовых песен -- даже "Песня о Сочи" была выдержена в вальсовом стиле. Но это так, догадка... Эта песня очень хорошая. Наверное, называется "Золотая свадьба". Слова:
Мы полвека шагали с тобой
По весенним просторам зелёным,
По дорогам, войной опалённым.
В дни лишений, и светлой порой
Мы полвека шагали с тобой...
Припев:
За окном кроны сосен окрасил закат.
В позолоте плывёт лебединая стая...
Снова свадьба у нас,
Как полвека назад.
Только свадьба сегодня у нас,
Как листва золотая...
Наши дети на верном пути.
Мы судьбой своих внуков довольны.
Лишь вовек не грозили бы войны,
Чтобы с песней по жизни идти.
Наши дети на верном пути...
Припев.
С нами рядом большая семья,
Беспокойная наша отрада.
Не беда, что пора листопада --
"Горько, горько!" - кричат нам друзья.
С нами рядом большая семья...\
Припев.
28. Песню, кажется, поёт Лидия Клемент. Лирическая патриотика в стиле "Течёт Волга". Начало-середина 1960-х годов. Слова:
Я порой всерьёз жалею
Тех, кто не был на Енисее,
Кто над ладожской волной
Не стоял в тиши ночной...
Припев:
Лада-Ладога и Енисей
Умещаются в душе моей.
Плеск волны и шум ветвей в бору
Я с собою в путь беру...
Я возьму с собой рассветы,
Эту зиму и это лето.
Нашу русскую красу
Я по жизни пронесу...
Припев.
Имена совсем простые
Выбирала для вас Россия.
В них любовь её видна.
В каждом -- ширь и глубина...
Припев.
29. Известная песня в исполнении Георга Отца, но на интернете её нигде нет. Мелодия замечательная и пение торжественно-задушевное, характерное для Отца. Что-то есть общего с "Что так сердце расстревожилось?" Хренникова. Слова:
С весенними синими ветрами,
С лиловой, прозрачною дымкою
Пришла она в город, наверное,
И в сердце вошла невидимкою.
А, может, безмолвную полночью
Влилась она в улицы длинные.
Влилась... И весь город заполнила, мелодия эта старинная..
Припев:
Поёт всё в ней о солнце в небе ясном,
О шелесте берёзы под окном,
О том, что мир огромен и прекрасен,
Но всех милее нам родимый дом! (2 раза)
Над крышами и над дорогами,
Над первою зеленью нежною
Плывёт она ласковым облаком
И сердце волнует по-прежнему.
Всегда молодою и нежною
Останется музыка давняя.
И кто-то, прощаясь на пристане,
Возьмёт её в плавание дальнее.
Припев.
30. Песня о Туле -- залихватская, бодрая. Классная! Создана явно в первые послевоенные годы -- покрассовский почерк чувствуется. Может быть -- Новиков. Исполнение 1970-х годов, КАППСА с солистом. Слова:
Тула веками оружие ковала,
Стала похожа сама на ружьё!
Слышится звон боевого металла
В древних названиях улиц её!
Припев:
Улица Курковая, Улица Штыковая,
И Пороховая, И Патронная,
Дульная, Ствольная, Арсенальная...
Улица любая -- Оборонная! (2 раза)
Злобные орды пытались пробиться
К сердцу России, к Москве дорогой.
Грудью своей прикрывая столицу,
Шли в ополчении одна за другой:
Припев.
Мы и в бою, и в работе -- гвардейцы!
Славится всюду наш доблестный труд!
Вырастим тысячи новых умельцев!
Новую славу Отчизне куют:
Припев.
Нужно сказать кой-каким дипломатам,
Пусть непременно учтут господа --
Нынче за каждым советским солдатом
Строем железным встают как всегда:
31. Типичный репертуар Трошина. 1960-е годы. Бернес тоже обожал исполнять такие песни. Слова:
Встречались мы с грозой и вьюгами.
Огонь и воду вместе мы прошли.
Товарищ мой, ты помнишь:
Раньше друг без друга мы
И дня прожить, бывало, не могли? (2 раза)
А вот теперь другими стали мы.
И жизнь своя у каждого идёт.
Товарищ мой, с друзьями редко вижусь старыми --
Лишь телеграммы шлю под Новый год. (2 раза)
Но руку друга рядом чувствую.
Не разлучат нас вёрсты и года.
Товарищ мой, и в праздник, и в минуту грустную
Со мною ты, и я с тобой всегда! (2 раза)
Так значит, молодость жива ещё!
И легче жить, её в душе храня.
Стакан вина я пью за старого товарища.
И ты, дружище, выпей за меня! (2 раза)
32. Песня конца 1960-х годов. Как выражается Прохожий, брызжущая оптимизмом комсомольско-молодёжная песня. Но, честно говоря, она мне очень нравится -- мелодия интересная и не имеет никаких нарочито современных наигрышей. Исполняет дует Кобзона и Толкуновой. По мелодии похожа на "Добрый день" Колмановского и "С добрым утром!" Фельцмана.
Мой город просыпается,
Когда ещё качается
Одна звезда на утренней воде.
Спешит на смену жаркую и солнце яркое,
Поскольку начинается рабочий день!
Припев:
А утро к нам сбегает с горки!
Хороший день приносит вновь
Привет тебе, мой город Горький!
Моя судьба, моя любовь! (2 раза)
Украсят утро ясное
Глаза твои прекрасные.
И в них на миг улыбка промелькнёт.
Шагать по свету рядом нам легко и радостно!
Назначил нам свидание автозавод!
Припев.
Идут мои приятели как первооткрыватели
Большого дня большой своей страны.
И так уж получается --
Земля вращается,
Когда в неё такие люди влюблены!
Припев.
33. На мой взгляд, одна из лучших патриотических песен позднесоветского периода -- я о ней уже где-то писал. Исполняет Лариса Долина -- начало 1980-х годов. Может быть Тухманов. Мелодия, конечно, во многом современная, но грандиозная, панорамная, плывущая, торжественно-охватывающая. Когда я слушаю эту песню, чувство возникает какого-то полёта. Слова:
Как воспеть эту землю
Под высокими зорями
С песней белого севера,
С небом юга лазоревым,
С тем, что в сердце прописано
И вовек не стирается?
Над седыми Курилами
Новый день загорается!
Припев:
Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей, хороших,
Солнечных дней в судьбе,
Желаю тебе земля моя.....
Припев:
Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей, хороших,
Солнечных дней в Судьбе!
Желаю тебе, земля моя,
Желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе! (2 раза)
Как воспеть эту землю,
Все, что прожито – пройдено,
Все, что в будни и праздники
Именуется Родиной?
За степями широкими,
С перелетными стаями,
С городами далекими,
Молодыми и старыми!
Припев.
Все мечты и тревоги,
Все надежды приемлю,
Потому что всем сердцем
Я люблю эту Землю!
Где мой след не рассеется,
Что со мною не станется -
Это где-то поселится,
Это где-то останется.
Номер 32 - П.Аедоницкий
Номер 21 - А.Островский
Номер 25 - В.Захаров
Номер 30 - А.Новиков
Номер 29 - Арне Ойт (эстонский композитор)
Номер 28 - П.Аедоницкий
Уважаемый Леонид! Я в старой ветке (откуда Вы копировали материалы в эту ветку) попытался дать Вам небольшую предварительную информацию о том, как перевести записи с магнитофона в компьютер. Я в этом не бог весть какой знаток, но, может быть Вы и найдёте что-то для себя полезное.
Уважаемый Анатолий Иванович.
Спасибо за Ваш пространный ответ на мою просьбу высказаться о Хворостовском. Правда, в своём ответе Вы неоправдано много уделили места моей персоне и критике (местами довольно резкой и неуважительной) моего взгляда на этого и других исполнителей. По-моему, необходимости в этом не было. Вполне достаточно было бы ограничиться Вашим взглядом на них же, а не на меня.
И почему у нас всегда так получается, что мы за люди такие, что даже достаточно интеллигентные из нас не могут удерживаться в нейтральных уважительных рамках, не могут априори допустить, что собеседник не менее образован и умён? Вот уж никак не думал, что в разговоре о музыке и музыкантах мы свернем на ту же тропу взаимных нападок и аттестаций, какие характерны для наших политических споров (там- то это хоть как-то понятно). Очень не хотелось бы вместо разговора о музыке опять засорять форум выяснением отношений, ответнными обвинениями, оправданиями, доказыванием «что ты не верблюд», но уж больно обидно звучат некоторые Ваши пассажи, да и общий тон поучения-лекции некоему безграмотному несмышлёнышу. Наверняка Вы старались сохранить нейтрально- уважительный тон (даже несколько раз вставляли выражение «на мой взгляд» ), и наверняка Вам казалось, что преуспели в этом. Однако - не получилось. В той части, которая относилась ко мне, дух Вашего послания примерно таков:
« Вы, УВАЖАЕМЫЙ, - бездуховная личность, ничего не знающая, не понимающая и не чувствующая в музыке, (НА МОЙ ВЗГЛЯД)».
А как иначе я должен воспринимать сообщение о том, что Хворостовский, оказывается, «относится к АКАДЕМИЧЕСКОМУ направлению музыкально-исполнительского искусства»? Кто бы мог подумать? (простите мой переход на иронически-уничижительный тон, но он – лишь ответ на Ваш уважительно-уничижительный). Мне моих 13 лет профессионального (училище, две консерватории) муз. образования явно не хватило для того, чтобы дойти до таких сокровенных глубин. Поэтому, видимо, я и несу «абсурд не соответствующий стандартам». (Кстати, о стандартах: чем выше уровень специалиста, тем менее стандартно его мнение).
Также приятно было узнать, что в дополнение к спец. муз. знаниям, мне ещё «необходим какой-то внутренний духовный мир, который бы помогал правильно, квалифицированно давать оценку тому, или иному музыкальному явлению». Спасибо за уверенность, что у меня даже «какого-то» внутреннего духовного нет.
Ещё, очень интересно было узнать, что «Уважаемый А. Харитонов, взявшись за проведение
параллели между этими тремя разными по своим "весовым категориям" и направлениям в музыкальной эстетике личностями, перепутал (на мой взгляд) ту ячейку, в которой находятся именно его
(А. Харитонова) музыкальные интересы». Правда, для начала неплохо было бы Вам уточнить – какова моя ячейка и с какой я её спутал. У Вас этого нет. Но, в общем, пафос такого выражения ясен: не лезь с с............(это слово фильтр, оказывается, не пропускает, с чем и связан разрыв моего послания на части) рылом в калашный ряд; копаешься в сов. песенках и копайся, а в священный храм классической музыки и академического исполнительства не суйся.
Так и хочется спросить Вас, уважаемый Анатолий Иванович, а сколько часов Вы провели с партитурой в руках, слушая оперы, симфонии, оратории, увертюры, вокально-симфонические поэмы .............? Я – годы. Поэтому мне и было особенно приятно прочесть про моё «дремучее невежество».
Видите, как легко , уважаемый Анатолий Иванович, оскорбить собеседника, когда ничего не зная о нём и не имея априори подлинного (а не формального) уважения к нему, берешься его аттестовать.
А теперь перейдём непосредственно к вопросам исполнительства.
В принципе, я понимаю чем был вызван взрыв эмоций и негодования в мой адрес. Мне кажется, что основной причиной была Ваша обида (наверное педсознательная) за моё недостаточно почительное отношение к Хворостовскому, который, по Вашему мнению «- выдающийся певец Мирового уровня....., имеющий прекрассную ВОКАЛЬНУЮ ШКОЛУ, достойно представляющий нашу страну на Мировом музыкальном Олимпе, пользующийся огромным успехом во всём Мире».
Да будет Вам известно, уважаемый Анатолий Иванович, что никакой стены между т.н. «АКАДЕМИЧЕСКИМ направлением музыкально-исполнительского искусства» и тем, что Вы называете «эстрадным пением, мелодекламацией», - в действительности нет. Современный певец академического стиля – это прежде всего актёр, музыкальный лицедей, обязанный владеть всеми стилями муз. исполнительства. Он должен быть готов к исполнению на оперной сцене популярной песенки, оперетты (и не только венской), к исполнению Sprechstimme и Sprechgesang А. Шёнберга (что в переводе с немецкого как раз и означают «речевое пение» и «мелодекламация» ). Со всем этим у «выдающегося певца» дела обстоят никак. Дерзну высказать даже ещё более крамольную и «нестандартную» мысль: он меня мало впечатляет даже в классическом русско-итальянском репертуаре. С первого же момента моего знакомства с записями Хворостовского он меня поразил бедностью своей выразительной палитры так контрастирующей с действительно прекрасным тембром. Он напоминал мне средневекового человека, который стал обладателем компьютера. Абсолютно холодное, невыразительное, негибкое звукоизвлечение абсолютно выровненное в динамическом отношении (последняя характеристика достаточно многозначна в муз. педагогике. В зависимости от конкретной ситуации она может нести и положительный и отрицательный посыл. Одно дело добиваться динамической выровненности звукоизвлечения во фразе, пассаже и другое дело, когда целое произведение звучит в одном нюансе ). Этакий живой музыкальный автомат с определёнными тембровыми характеристиками. Слушать это было очень трудно. Невольно думалось: это ж какие слабые должны были быть у него педагоги, чтобы с таким материалом достичь таких маловпечатляющих результатов. Хотя, безоговорочно винить одних педагогов не решусь. Знаю, что иногда сопротивление материала даже для лучших из них непреодолимо. Бывает такая врождённая музыкальная холодность и аэмоциональность. Это как врождённая муз. аритмичность. Тут уж ничем не поможешь. Правда, в последствии я стал замечать некоторые положительные сдвиги в отношении гибкости, тонкости и выразительности звукоизвлечения, но, - именно некоторые. По-моему, уже можно достаточно уверенно сказать, что этот музыкант недостаточно эмоционально и интеллектуально одарён, чтобы встать в ряд с действительно великими исполнителями, прошедшими испытание Временем. Чего не скажешь о его физической (чисто голосовой, тембровой) одарённости. Его теперешняя слава и популярность для меня не являются свидетельством его истинно заметной роли в мире современного вокала, а тем более, его значения в будущем, в истории исполнительства.
Для меня – он скорее баловень судьбы, каприз моды, свидетель падения критериев и компетентности публики, продукт умелой рекламы (раскрутки) – всего чего хотите, но не его истинных, по гамбургскому счёту, достоинств как МУЗЫКАНТА.
И ещё раз к вопросу о «сравнивании несравнимого».
Во- первых, мы говорили об общем эстэтическом впечатлении от разных исполнений. И на этом направлении возникаек возможность сравнивать даже очень стилистически далёкие сферы. К примеру, вполне правомерно будет сказать, что какая-то хорошая и хорошо исполненная песня понравилась, произвела более глубокое впечатление, чем слабая или плохо исполненная ария (увертюра). Но, самое главное, мы же говорим о различных по школе, по муз. данным и интеллекту исполнителях которые в данном случае ВЫСТУПАЮТ В ОДНОМ АПЛУА, ИСПОЛНЯЮТ ДАЖЕ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ПЕСНИ. Как же можно, скажите на милость, уважаемый Анатолий Иванович, не сравнивать? Да тут сравнения не только закономерны – они напрашиваются сами собой, их просто невозможно избежать.
А теперь позвольте Вам напомнить имена представителей АКАДЕМИЧЕСКОЙ вокальной школы, которые были значительно более крупными артистами чем Ваш «выдающийся певец», владели значительно более широким выразительным арсеналом, и, поэтому, преуспевали в разных стилях. (Их имена Вы, конечно, знаете, но вот не пришли они Вам на ум, когда поучали меня о «сравнивании несравнимого» ). Михаил Михайлов, Сергей Лемешев, Георг Отс, Георгий Абрамов, Евгений Кибкало, Муслим Магомаев, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Ренат Ибрагимов, Пётр Киричек, Леонид Кострица, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко Владимир Нечаев, Виталий Власов, Владимир Бунчиков, Марк Рейзен, Артур Эйзен и, конечно же, великий Георгий Виноградов. Компания довольно разношёрстная, к каждому из них у слушателей отношение разное, но все – ЛИЧНОСТИ, МАСТЕРА, ИМЕНА. Каждый из них мог нравиться больше или меньше, но даже и речи не могло быть, чтобы кто-то из них обескураживал или раздражал. А, при слушании Хворостовского, дело дошло даже до этого.
И кому, когда могла прийти в голову мысль о том, что к этим корифеям при исполнении ими песен, надо подходить с другими мерками, не ожидать от них того же полного понимания и проникновения в стиль и характер материала, какой мы ощущаем слушая лучших представителей НЕАКАДЕМИЧЕСКОЙ певческой традиции. (Утёсова, Бернеса, Трошина, .......)
Ох, не случайно затеял Хворостовский свой песенный проект. Не мог не чувствовать к какой великой компании приобщился бы в случае успеха. Только подвело его самомнение и недостаток муз. культуры. Не понял насколько опасно для него будет сравнение с такими АРТИСТАМИ, насколько очевидна станет его беспомощность.
Вот, Вы настойчиво проталкиваете мысль: оценивать исполнителя МЫ обязаны по тем критериям, по тому уровню планки, который он для себя выбрал сам.
(Мне особенно «понравилось» это ОБЯЗАНЫ).
В своём священном негодовании по поводу моих посягательств на «великого певца», « моего дремучего невежества» и моего «нестандартного абсурда» вы договорились до абсурда вполне стандартного и очевидного. Нет уважаемый Анатолий Иванович – ничего мы как слушатели никому не обязаны. У нас есть священная обязанность только перед самими собой: – развивать свой интеллектуальный и эстетический потенциал, подымать свою планку, а если мы её буду опускать для каждой посредственности, вышедшей на сцену, то мы со своей священной обязанностью не справимся. Не слушатель существует для артиста, а артист – для слушателя. Это элементарно, уважаемый Анатолий Иванович Ватсон. Именно артист обязан соответствовать уровню слушателя или превышать его, подымать слушателя до себя, помогать ему расти. Но чтобы требовать от слушателя опускаться до уровня посредственности, тратить но неё время и деньги, утешая себя снисходительными соображениями о том, что она на большее не способна – такого ещё не приходилось слышать. С таким подходом мы будем деградировать ещё стремительней.
Так же неубедительны Ваши попытки оправдать «выдающегося певца» и его, замеченные даже Вами, просчёты тем, что у него «дефицит времени и плотный график гастролей». Да какое мне должно быть до этого дело?! Он носится по свету, куёт бабки, не давая себе возможности остановиться, отдышаться, подумать, поучиться, поработать, а я, видите ли, должен входить в его положение и глотать его халтуру, которую он для меня в спешке приготовил. Неужели непонятно, что чем талантливее артист, тем с него больший спрос, тем он ответственнее за свой талант и за результат своей работы (или отсутствия таковой). Так что, Вы уж простите мне, «дремучему», столь «абсурдное и нестандартное» мнение, но ни со стороны таланта, ни со стороны ответственного отношения к аудитории сей «великий певец» пока не произвёл на меня особого впечатления.
С уважением, А. Харитонов.
http://comp-folk.narod.ru/song/05/GRNH_imeni_Pyatnitskogo_-_Russkaya_krasavitsa.mp3
Эта и другие песни композитора В.Захарова - на сайте, посвящённом композитору:
http://comp-folk.narod.ru/zacharov.htm